Первобытные люди, будучи не в состоянии понять и объяснить всевозможные явления природы - гром, молнию, дождь, огромные лесные пожары, радугу, движение солнца и луны, зори и облака, считали их духами, то есть силами вполне одушевлёнными. Кроме того, они одухотворяли растения и животных, даже мельчайших насекомых и поклонялись им. Из этих темных представлений появилась первобытная религия и первобытные мифы.
С одной стороны, в первобытном обществе эксплуатация человека человеком отсутствует, а с другой - наличествует низкий уровень производительных сил. Поэтому первобытные люди, тяготимые трудностями постоянной борьбы с природой за собственное существование и пытаясь победить эти трудности, довольно часто слагали воодушевляющие энергичные песни, которые воспевали труд и героев труда.
Они, таким образом, воспевали Пань-гу, который отделил небо от земли топором, Нюй-ва, которая создала людей и починила небо при помощи расплавленных пятицветных камней, Суй-жэня, который научил людей добывать из дерева огонь с помощью трения, Шэнь-нуна, который научил людей узнавать целебные травы, Ван-хая, который приручил животных, Хоу Цзи, который научил людей возделывать землю, Юя и Гуня, обуздавших наводнение.
Своей трудовой доблестью эти герои облегчали жизнь людей, поэтому пользовались наибольшим почитанием. Они одновременно были и были духами, и людьми. Мифы рассказывают о многих знаменитых героях, научивших людей пахать, придумавших земледельческие орудия, лодку и повозку, лук, стрелы и другие виды оружия для защиты от врага. Они даже придумали различные музыкальные инструменты, музыку, танцы и др.
Эти открытия и изобретения, о которых рассказывают предания, лишний раз подтверждают, что первобытные люди были умными и трудолюбивыми.